19 ноября состоялась онлайн-конференция Центра развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО.
Она называлась «Мы то – что мы едим, или как и зачем должны формироваться правильные пищевые привычки у подрастающего поколения». На площадке собрались ведущие эксперты потребительского рынка для обсуждения условий, а также необходимых инициатив, которые помогут формировать и популяризировать полезные пищевые привычки у детей в России.
В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Центра Гигиенического Образования Населения Роспотребнадзора, информационный куратор федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» Екатерина Головкова; сопредседатель Рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, член Совета директоров СУПР Наталья Иванова; генеральный директор компании Danone в России Чарли Каппетти; генеральный директор Bonduelle в Евразии Екатерина Елисеева; президент АНО «Институт отраслевого питания», член рабочей группы по направлению «Организация питания школьников» при комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Образование» Владимир Чернигов; телеведущая, актриса театра и кино Алиса Гребенщикова; руководитель Ассоциации шеф-поваров и нутрициологов в сфере функционального питания Анастасия Медведева; директор НИИ детского питания — филиала ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Сергей Симоненко; директор ИнтернетУрок по учебно-методической части и производству Юрий Гребенюк. Модерировала мероприятие Елена Чо – руководитель направления ЗОЖ Центра развития потребительского рынка.
Привычка питаться несбалансированно, формирующаяся с детства, – почва для развития большинства алиментарных заболеваний. По представленным на конференции данным анализа состояния здоровья детей НИИ детского питания (филиала ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии») уже перед поступлением в школу фиксируется до 35 % отклонений в состоянии здоровья детей, а по ее окончании показатель достигает более 70%. На прогрессирующую динамику влияет несбалансированный рацион, в частности — недостаточное потребление молочных продуктов — 36-38%, мяса и птицы — 18%, рыбы — 74%, овощей и фруктов — 29-35%, и при этом избыточное потребление жиров, солей и сахара. В связи с этим формирование культуры питания и выработка привычек здорового рациона у ребенка является одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом.
«Выбор темы связан с текущими реалиями — пандемия COVID-19, демографический кризис, снижение покупательной способности населения, массовый переход в онлайн-форматы. И, как в любую эпоху перемен, сегодня высока потребность в согласованности действий государства, бизнеса и тех, от кого зависят пищевые предпочтения и выборы нашего подрастающего поколения», — отмечает Елена Чо, руководитель направления ЗОЖ Центра развития потребительского рынка СКОЛКОВО.
Влияние пандемии на изменение потребительского поведения отметила член Совета директоров СУПР Наталья Иванова: «По данным опросов Росстата за 2020 год число антизожников в России сократилось на треть с 50,1 % в 2019 году до 33,5 % в 2020 году. А процент потребителей, выразивших желание внимательнее относится к своему рациону, возрос до 66%».
На сегодняшний день в России государство использует различные инструменты, целью использования которых является улучшение сложившейся в обществе ситуации. При поддержке Правительства реализуется национальный проект «Демография», внутри которого существует ряд федеральных проектов. В частности, федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» поддерживается Роспотребнадзором и включает в себя ряд образовательных инициатив, направленных на популяризацию правильного питания и здорового образа жизни и, как следствие, повышение качества жизни и укрепление здоровья граждан.
Сегодня совместными усилиями уже достигнуты значительные результаты: уточнено и законодательно закреплено определение качества пищевой продукции, разработаны новые санитарные правила и нормы (СанПиН), а также санитарно-эпидемиологические правила, направленные на обеспечение здорового, безопасного и физиологически полноценного питания детей. Новые нормы предусматривают уменьшение использования сахара и соли при организации питания детей, сокращение доли кондитерских изделий, а также обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами. Ведутся работы по созданию системы мониторинга за состоянием и качеством питания населения. Проводится оценка фактического питания людей и доступности для них отечественных пищевых продуктов, способствующих устранению дефицита миро-и макронутриентов. Важно продолжать совместную со всеми участниками рынка, системную работу по реализации целей, поставленных Президентом РФ в рамках Национального проекта «Демография». К решению этой задачи необходимо привлекать все заинтересованные стороны, не только государственный сектор, но социально-ориентированный бизнес.
Компания Danone, один из крупнейших производителей продуктов питания и воды, видит свою миссию в том, чтобы нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей. Компания не только производит высококачественные продукты, созданные с соблюдением строгих экологических стандартов, но и реализует ряд образовательных инициатив, направленных на популяризацию правильного питания и здорового образа жизни среди потребителей.
Умение сделать осознанный выбор в пользу сбалансированного рациона важно развивать начиная с детского возраста. Ведь правильное пищевое поведение влияет не только на здоровье конкретного ребенка, оно влияет на качество и уровень жизни, развитие всего общества. Совместно с Фондом Луи Бондюэля Danone реализует всероссийский образовательный проект «Здоровое питание от А до Я», который нацелен на развитие культуры здорового и сбалансированного питания.