Художественная литература всегда считалась одним из способов саморазвития и познания мира.
Даже когда мы читаем легкие романы для развлечения и отдыха, это помогает больше узнать о человеческих отношениях. Однако с повышением уровня осознанности и психологической грамотности меняется восприятие многих сюжетов. Как, например, современный интересующийся психологией читатель воспринимает истории о любви, в которых сложно не увидеть признаки абьюза? И бывают ли вообще любовные романы без абьюза? С этой темой попробовали разобраться участники паблик-тока, посвященного книгам о любви.
На «Плюс Даче» прошел паблик-ток, организованный Букмейтом и издательством «Эксмо», где эксперты обсудили тенденции в современных любовных романах. В обсуждении приняли участие Елена Клён, психолог, семейный терапевт и эксперт онлайн-школы психологических профессий «Психодемия», Лена Сокол, автор книг «Обаятельное чудовище» и «Любовь по обмену», Саша Ермоленко, бренд-менеджер портала WDay, Елена Васильева, редактор оригинальных проектов Букмейта, и другие.
Одной из тем обсуждения стала тема абьюза в литературе. В классической литературе есть много примеров отношений, которые современный читатель с психологической оптикой посчитает нездоровыми, а героев –– эмоционально незрелыми.
Например, участники вспомнили, что какое-то время назад в тик-токе стало появляться много обзоров на «Героя нашего времени», в которых блогеры объясняли, почему Печорин ужасный абьюзер. Печорин цинично относится к людям, и особенно к женщинам, заводит с ними отношения или влюбляет их в себя ради своего развлечения, а потом бросает. Так как в романе повествование ведется либо от лица встретившегося с Печориным рассказчика, либо от самого Печорина, читатель знакомится с его мыслями и монологами. Из них понятно, что его действия осознанны, видны проблемы с эмпатией, отрицательное отношение к социальным нормам и жестокость по отношению к другим людям. Поэтому современным взглядом его отношения с женщинами выглядят токсичными и манипулятивными.
Всего пару десятков лет назад так не казалось. Современным подросткам такие герои, как Печорин, Онегин или Вронский уже не кажутся мужчинами мечты.
Вообще, что касается школьной программы — все произведения даются в том возрасте, когда у людей еще нет жизненного опыта, который был у авторов, писавших эти книги, поэтому многие смыслы остаются недоступными. Когда люди перечитывают классику, что часто происходит после тридцати, книги вызывают совершенно другое впечатление. И в том числе, герои, которые раньше были симпатичны, при перечитывании книги во взрослом возрасте, могут показаться неприятными людьми.
Как сейчас авторы работают с темой абьюза? Возможны ли вообще истории любви, в которых были описаны здоровые отношения? Ведь в структуре литературного произведения должен быть какой-то конфликт.
«Практика показывает, что про здоровые проработанные отношения, может быть читать не только скучно, но и кому-то обидно. Нам нравится, когда мы узнаем себя в описанных ситуациях и переживаниях героев. Большинство людей были в созависимых или абьюзивных отношениях. Поэтому когда они читают об этом, они вспоминают свои конфликты, и это интересно читать. Когда все герои проработанные и осознанные, это какая-то неживая ситуация, которая не будет сильно цеплять» –комментирует психолог Елена Клен.
Конечно, есть примеры, когда главные герои романов не проявляют ярких абьюзивных черт, а наоборот –– показаны очень сентиментальными, понимающими, пытающиеся помочь другим людьми. Например, книга Дани Редд «Арктический клуб любителей карри». Но в этой и других книгах, где нет надрыва в отношениях, будет конфликт в чем-то другом, например, во внутреннем мире главной героини, в тоске по дому, попытках адаптироваться. То есть фокус внимания смещается с описания отношений, ради которых люди часто читают любовные романы.
Участники паблик-тока также обсудили, что около 5 лет назад выходило огромное количество произведений с большим количеством насилия и абьюза, через которые проходила мысль, что это такая любовь. Например, герой запирает жену в подвале, бьет, издевается, а в конце книги он исправляется и все становится хорошо.
Среди громких хитов вспоминается книга Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь» с зашкаливающим количеством насилия. У Янагихары оно не оправдывается в отличие от многих современных романов, которые прошли менее замеченными, но его количество и подробное описание ужасает. Сейчас эта тенденция проходит, и книги с большим количеством насилия появляются реже.
Это не значит, что про абьюзивные отношения перестали писать, но романтизировать их стали существенно меньше. Жесткие истории всегда будет интересно читать, но автор может все-таки транслировать свою позицию, что это не нормально, например, тем, что такие истории не заканчиваются «жили они долго и счастливо».
Текст: Мария Круглова